История Волгоградской области

Волгоградская область в XVI-XVIII вв.

В начале 16 века к русскому государству были присоединены Астраханское и Казанское ханства. В результате этих территориальных изменений юго-восточные границы остались открытыми, никем не охраняемыми. В 1589 году царь Иван Грозный решил основать на этом месте город.

Свое первое название - Царицын - согласно преданию, город получил от реки Царица, на берегах которых была построена первая деревянная крепость, впоследствии ставшая административным центром Волгоградской области. Она была частью волжской сторожевой линии для охраны южных границ Московского государства от набегов кочевых племен. Постоянной угрозой для южных границ была Крымская орда, находившаяся под влиянием султанской Турции. По одному из преданий, первое имя городу дала протекающая с запада на восток речка Царица (по-татарски «сарысу» означает «желтая вода»). У ее устья гарнизон стрельцов оберегал торговые караваны и дипломатические миссии, которые следовали по Волге в восточные страны.

В 1667 г. через город прошел отряд Степана Разина, направлявшийся через Каспийское море в Персию. А еще через три года Царицын оказался в полосе поднятой Разиным крестьянской войны. В 1707 г. на Дону и в Поволжье вспыхнуло массовое крестьянское восстание, возглавляемое казаком К.Булавиным, в орбиту которого входил и Царицын.

Волгоградская область в XVIII в.

В 1717 г. произошел крупнейший по своим масштабам набег крымских и кубанских татар на Нижнее Поволжье, в результате которого были разграблены Царицын, Саратов и другие города. Возникла крайняя необходимость создания сторожевой укрепленной линии на территории между Волгой и .Доном, наиболее уязвимой для набегов враждующих племен. Такая линия протяженностью в 60 км между Царицыном и Паньшино была построена в 1718-1720 г. по указанию Петра Первого.

Это было крупнейшее для того времени фортификационное сооружение, состоящее из глубокого рва и вала высотой 12 метров. Сторожевой вал имел деревянные палисады, 23 форпоста и пять земляных крепостей. Для несения сторожевой службы на царицынскую укрепленную линию были поставлены регулярные войска и донское казачество. Остатки этой линии в виде земляного вала до сих пор хорошо видны на территории районов, прилегающих к областному центру.

Вслед за тем с учетом новых требований военной техники, в частности артиллерии, была реконструирована и сама Царицынская крепость. По свидетельствам летописцев, царь Петр, посетив Царицын в 1722 г, спроектировал и собственноручно составил на бумаге чертеж этой крепости в виде четырехугольной бастионной цитадели, укрепленной земляными валами.

Что же касается гражданских сооружений, то планировка города и его архитектурный облик изменялись довольно медленно. Так же неспешно росло население, изменялись условия и образ жизни поселенцев. В 1728 г. образовалась зацарицынская часть города, где селились ремесленники, обслуживающие судоходство, а также станичники волжского казачества. Город в основном продолжал оставаться деревянным, и только возвышавшиеся над ним церкви строились из камня.

После строительства укрепленной сторожевой линии и организации ее регулярной охраны Нижнее Поволжье стало постепенно заселяться, что в значительной степени регулировалось правительством. В 1731 г. сюда на поселение было направлено свыше тысячи семей украинцев и донских казаков, образовавших Волжское казачье войско. В 1765 г. впервые в этих краях в результате двух манифестов Екатерины Великой, пригласившей людей из-за рубежа селиться в России, появляются иностранцы, которым предоставлялся ряд льгот, в том числе освобождение от рекрутской повинности, податей и налогов на 30 лет. В результате по берегам Волги возникли 102 немецкие колонии. Тогда же в 28 километрах от Царицына на почтовом тракте Саратов - Астрахань возникла колония, получившая от речки Сарпы, на которой она расположена, название Сарепта. Ее первыми поселенцами оказались последователи Яна Гуса, бежавшие из Чехии от преследований католического духовенства. В те же годы появились окрестные села Бекетовка, Отрада, Винновка, Городище и другие. Здесь активно стали развиваться ремесленничество, переработка семян подсолнечника и горчицы, мануфактура.

С присоединением к России Крыма и Кубани в конце XVIII в. границы государства отодвинулись далеко на юг. Царицынская сторожевая линия была упразднена, ликвидировано Волжское казачье войско, и город упразднил свое военно-стратегическое значение. На долгие годы он превратился в ничем не примечательный уездный городок Саратовской губернии, каких много. Градостроительство в это время практически не осуществлялось: если в 1825 г. в Царицыне насчитывалось 9 каменных и 717 деревянных домов, то к 1860 г. к ним прибавились всего один каменный дом и 210 деревянных.

Волгоградская область в XIX- XX в.

Лишь во второй половине ХIХ столетия, когда капиталистическая система стала наращивать производительные силы, Царицын за короткое время превратился в крупнейший торговый, а затем и промышленный узел Нижнего Поволжья. Товары, идущие с верховьев Волги, здесь перегружались на фуры и далее следовали в Донбасс и на Кавказ. Значение торговых путей между Волгой и Доном, по которым вереницей шли торговые обозы, вновь стало возрастать.

Развитие торговли способствовало бурному росту транспорта и промышленности. В 1868 г. было начато строительство железной дороги, которая соединила город с центральными районами страны, а позже с Балтийским побережьем и Ригой. За короткое время город превратился в мощный узел железнодорожных и судоходных путей. Перевалка леса, соли, зерна, нефтепродуктов, рыбы приносила торговым, железнодорожным и судоходным компаниям огромные прибыли. Царицынское купечество называло свой город русским Чикаго.

В 1880 г. был построен нефтепромышленный городок Нобель, который в дальнейшем вырос в крупнейший по тем временам нефтепромышленный комплекс. К 1915 г. в городе насчитывалось 454 промышленных предприятия с общим числом рабочих 40 тысяч человек. Таким образом, к политическим событиям осени 1917 года пролетариат города составлял большую организованную силу.

После провозглашения в городе Советской власти белогвардейцы постарались захватить железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение. После гражданской войны Царицын оказался в состоянии полной разрухи, для преодоления которой потребовались годы самоотверженного труда.

В апреле 1925 г. город был переименован в Сталинград. К этому времени относится начало эпохи активной индустриализации страны. Значительно преображается металлургический завод «Красный Октябрь», приступивший к выпуску новой продукции - высококачественной стали. В 1928 г. на северной окраине города начинается строительство первого в СССР тракторного завода, и уже через два года с его конвейера сошел первый колесный трактор. В начале тридцатых годов на южной окраине появилась судоверфь, со стапелей которой сходили до 90 речных барж в год, а также буксирные теплоходы.

Волгоградская область в годы Великой Отечественной войны

В августе 1942 г. фашисты прорвали фронт и вышли к Волге. Город подвергся жесточайшей бомбардировке. Вражеская авиация разрушила нефтехранилища, расположенные вдоль берега Волги, и горящая нефть, плывя по реке, зажигала суда, деревянные причалы и береговые сооружения.

Шесть с половиной месяцев с неослабевающим напряжением продолжалась великая битва на Волге. Защитники Сталинграда проявили беспримерное мужество, изматывая превосходящие силы противника. В ноябре 1942 г. советские войска перешли в наступление, а 2 февраля 1943 г. гитлеровская группировка под Сталинградом была полностью разгромлена.

В результате ожесточенных боев город был превращен в руины. В его центральной части не осталось ни одного уцелевшего здания. Было сожжено и разрушено 41685 домов, то есть более 90% жилого фонда. Выведенными из строя оказались все 226 промышленных предприятий, а 48 заводов, оснащенных по тому времени современным оборудованием, были разрушены до основания. Предстояло восстанавливать, а точнее, построить новый Сталинград. Это стало возможным благодаря помощи всего советского народа.

Послевоенные годы

С 1961 г., после осуждения культа личности Сталина, город стал носить имя Волгоград. К этому времени в южной части города был построен Волго-Донской судоходный канал, превративший Волгоград в порт пяти морей, в северной части - крупнейшая в Европе ГЭС.

Камышинский ХБК, Себряковский цементный, алюминиевый, подшипниковый, моторный, технического углерода, завод органического синтеза, трубный, синтетического волокна, БВК, сталепроволочный. Область, как и вся страна, набирала темпы, семимильными шагами пятилеток шагала вперед.

В 70-е годы объем капиталовложений в СССР и США был примерно одинаков. В электрификации железнодорожного транспорта, в добыче нефти по научным технологиям, в космической отрасли мы лидировали. В этом соревновании достойное место занимали волгоградские предприятия и научно-исследовательские институты.

Сейчас Волгоград - один из крупнейших городов России протяженностью более 80 км, с площадью городских земель почти 56,5 тысячи гектаров. В нем проживает миллион жителей свыше 100 национальностей.

Какое будущее ждет Крым?